Правильный выбор подсистемы – гарантия долговечности фасада


рустам рахимов, коммерческий директор гк «олма»
Рустам Рахимов, коммерческий директор ГК «ОЛМА»
учебный корпус мгу
Учебный корпус МГУ
Современный рынок фасадных систем, в том числе вентилируемых, отличается чрезвычайным разнообразием ассортимента. Количество систем навесного типа, прошедших сертификацию в установленном порядке, приближается к 60. У потенциальных заказчиков и проектировщиков возникает закономерный вопрос: какую же из них предпочесть?
Надеемся, ответ на него они найдут в статье, подготовленной по материалам беседы с Рустамом Рахимовым — коммерческим директором ГК «ОЛМА», специализирующейся на оказании широкого спектра услуг в области проектирования, производства и монтажа навесных вентилируемых фасадов для объектов различного функционального назначения

– Главные критерии оценки качества навесной фасадной системы – безопасность, надежность и долговечность, которые обеспечиваются прежде всего стабильностью технических и эксплуатационных характеристик подоблицовочной конструкции. Подсистема – наиболее ответственная и достаточно сложная в инженерном отношении конструктивная часть навесного вентилируемого фасада, поэтому к ее выбору следует относиться очень внимательно.

– Говорит ли наличие технического свидетельства о качестве фасадной системы?
В настоящее время более полусотни компаний-системодержателей могут предоставить на свои вентфасады технические свидетельства Росстроя РФ. Наличие ТС говорит о том, что система прошла сертификационные испытания в институтах и структурных подразделениях Росстроя РФ и может использоваться в строительстве на территории Российской Федерации в соответствии с областью применения и при условии соблюдения требований, приведенных в технической оценке ФЦС. Техническая оценка ФЦС – обязательное приложение к техсвидетельству, в котором указываются класс пожарной опасности системы утепления и ограничения по высоте, перечисляются требования, предъявляемые к компонентам системы и конструктивным решениям, а также говорится, в каких климатических зонах и при какой агрессивности среды эта система может применяться. К сожалению, некоторые проектировщики и строители недооценивают степень важности выполнения последних двух требований.
Россия – страна, занимающая территорию протяженностью 9 тыс. км в направлении с запада на восток и 4,4 тыс. км в направлении с севера на юг. В одних ее районах климат достаточно жесткий, в других – значительно мягче. При этом районы отличаются не только погодными условиями, но и экологическим «качеством воздушной среды». Ни для кого не секрет, что современные градостроительные образования оказывают весьма неблагоприятное воздействие на состояние атмосферы. Причем агрессивность среды с каждым годом увеличивается.
Однако на эту тенденцию многие проектировщики не обращают внимания. А если и обращают, то не очень хорошо себе представляют, к чему может привести загрязнение атмосферы, обусловленное техногенными выбросами. Наиболее напряженная ситуация складывается в городах.

– От чего зависит степень агрессивности городской среды?
Почему-то считается, будто бы степень агрессивности среды определяется количеством металлургических, химических и других предприятий, выбросы которых при попадании в атмосферу образуют токсичные соединения. Однако на сегодняшний день гораздо больший «вклад» в ухудшение качества городской среды вносит транспорт. В промышленно развитых странах на его долю приходится до 80% поступающих в воздух вредных выделений. Например, в Москве «благодаря» автотранспортным средствам в атмосферу ежегодно попадает более 4,5 тыс. т загрязняющих веществ.
В крупных мегаполисах количество автомобилей постоянно растет, причем ускоренными темпами. Поэтому если раньше в некоторых районах столицы обстановка была более-менее благополучной в экологическом отношении, то в настоящее время среда в пределах города может характеризоваться как устойчиво среднеагрессивная. И нужно понимать, что данное ухудшение может только прогрессировать. Поскольку улучшения экологической ситуации в течение ближайших 10–15 лет, судя по всему, не предвидится, вряд ли имеет смысл ориентироваться на обстановку, сложившуюся в том или ином районе на момент строительства, и закладывать в проект подсистему, которая сможет благополучно противостоять негативному воздействию атмосферных факторов лишь в течение первого десятка лет. Чтобы возможное увеличение концентрации агрессивных компонентов в воздушной среде не повлияло на работоспособность несущего каркаса и долговечность фасада была сопоставима со сроками безремонтной службы всего здания, проектировщик должен подстраховаться и заложить материалы, обладающие определенным запасом устойчивости к действию агрессивных сред.

– Какие конструкционные материалы менее всего подвержены влиянию агрессивных факторов окружающей среды?
Такими материалами являются нержавеющие (коррозионностойкие) стали. Коррозионная стойкость нержавейки в несколько раз превосходит стойкость оцинкованной стали и алюминиевых сплавов без анодированного покрытия, поэтому на вентсистемы с каркасом из нержавейки производители дают гарантию не менее 50 лет. Кроме того, нержавеющие стали отличаются высокими прочностными показателями, что позволяет использовать их для изготовления подоблицовочных конструкций вентсистем, применяемых в высотном строительстве.
Именно поэтому компания «ОЛМА» старается предложить продукт, который не потеряет свои свойства и будет актуален через 40–50 лет, вне зависимости от того, произойдет или нет увеличение нагрузки, изменятся ли погодные условия. В принципе ни одна система не рассчитывается на «ураган», но мы закладываем и этот фактор.

– Не является ли излишеством подобный запас прочности?
Мы считаем, что строительные конструкции должны обладать определенным запасом прочности. Нержавеющая сталь – это единственный на сегодняшний день материал, позволяющий получить надежный и долговечный вентилируемый фасад, обладающий способностью выдерживать большие ветровые и весовые нагрузки. При своей адекватной цене нержавейка предлагает то качество и ту надежность, которые отвечают сегодняшним требованиям, плюс запас прочности на 40–50 лет. Причем под запасом прочности следует подразумевать превосходство нержавейки по таким показателям, как коррозионная стойкость, стойкость к огню, высокая несущая способность.
Закладывая системы из нержавеющей стали, проектировщики получают возможность подстраховать себя. Если же проектировщик закладывает систему, отвечающую требованиям сегодняшнего дня, он рискует не только фасадом, но и своим именем.

– Что вы можете сказать о перспективах использования в высотном домостроении подконструкций из оцинкованной стали?
В принципе оцинкованная сталь – хороший, относительно дешевый и долговечный конструкционный материал, который в экологически благоприятных зонах можно использовать без существенных ограничений. Слой цинка, наносимый методом горячего цинкования, хорошо справляется с защитой металла при его эксплуатации во влажной среде, насыщенной солями. Однако в условиях Москвы и любого другого промышленного города от цинкового слоя толщиной 40 мкм лет через 20 вряд ли что-нибудь останется. Процесс «испарения» цинкового слоя можно приостановить, если нанести на поверхность конструкций дополнительное полимерное покрытие толщиной не менее 45 мкм. Защищенная подобным образом оцинковка вполне может «отработать» 30, максимум 40 лет.
К сожалению, другими методами защиты углеродистых сталей мы на сегодняшний день не располагаем. Коль скоро задача обеспечения 50-летнего срока службы конструкций, изготавливаемых из оцинковки, остается нерешенной, вопрос о возможности ее применения в высотном строительстве даже не должен обсуждаться. Таково наше мнение.

– Думаю, проектировщики закладывают в проекты подконструкции из оцинкованной стали не от хорошей жизни. Как правило, такое решение бывает продиктовано соображениями экономического характера. Какова разница в стоимости подконструкций, выполненных из оцинковки и нержавейки?
Если сравнивать единовременные затраты на оцинкованную подсистему с полимерным покрытием и подсистему из нержавеющей стали, экономия может составить 10–20%. На первый взгляд, довольно-таки приличная экономия.
Каково же денежное выражение этой экономии в пересчете на весь комплекс услуг по возведению фасада? Если применить на фасаде нержавеющую систему, то при общей площади фасадных поверхностей порядка 60 тыс. м2 стоимость фасада «под ключ» может составить 70–100 млн руб. Стоимость подконструкций для НВФ в этом объеме составляет 10% от стоимости всего фасада, то есть порядка 7–10 млн руб. Нетрудно подсчитать, что 15% от этой суммы будет составлять 1,5 млн. Согласитесь, при затратах, измеряемых 100 млн руб., удешевление на 1,5 млн руб. уже не становится столь существенным.

– Существует ли возможность каким-то образом оптимизировать затраты на строительство фасада? Какие варианты экономии считаются приемлемыми?
Когда необходимо уложиться в какую-то определенную сумму, выручает оцинкованная система с полимерным покрытием. Это достаточно хороший продукт. Он обладает чуть меньшей коррозионной стойкостью, нежели нержавеющая сталь, но не уступает ей по несущей способности.
Другой вариант удешевления проекта – замена одних комплектующих системы на другие, более дешевые. В принципе этот путь сокращения затрат позволяет получить определенный экономический эффект. Однако от такого варианта экономии лучше сразу отказаться. Дело в том, что любая технология защитно-декоративной отделки наружных ограждающих конструкций подразумевает применение рекомендованной производителем совокупности материалов. Произвольная замена хотя бы одного элемента системы может негативно сказаться на функциональной целостности системы и соответствии ее потребительских характеристик заявленным параметрам.
К сожалению, в современной строительной практике очень часто встречаются ситуации, когда системные компоненты: кронштейны, анкеры, кляммеры, заклепки и т. д., произвольно заменяются материалами сомнительного происхождения и качества. Однако кажущаяся идентичность отдельных конструктивных элементов еще не говорит о возможности их использования в данной системе. Укомплектованная купленными на стороне крепежными изделиями система потеряет ту надежность, которую закладывали в нее разработчики, а экономия при этом будет довольно-таки смешной.

– Крепеж каких производителей компания включила в техсвидетельства на свои системы НВФ OLMA High (из нержавеющей стали), OLMA Mass (из оцинкованной стали) и OLMA Light (из оцинкованной стали)? Как вы считаете, можно ли использовать в вентилируемых фасадах зданий повышенной ответственности саморезы и комбинированные заклепки?
Заклепки, как вы знаете, тоже должны проходить техническую оценку и иметь техсвидетельства. Естественно, в системах НВФ OLMA применяются только такие заклепки, которые прошли полный цикл испытаний и на которые получены ТС.
Заклепка состоит из двух частей, которые могут быть выполнены либо из одного металла, например, нержавейка + нержавейка, либо из двух разных металлов, например, алюминий + оцинковка или алюминий + нержавейка. Комбинированные заклепки в 2–3 раза дешевле крепежа на основе нержавеющей стали, но и надежность такой заклепки примерно во столько же раз меньше. Поэтому мы считаем, что комбинированная заклепка не является пригодной для применения в вентфасадах зданий высокого класса ответственности.
«ОЛМА» использует в своих системах однородные долговечные заклепки из нержавеющей стали таких брендов, как Harpoon, MMA, Bralo. Механическое крепление кронштейнов каркаса к стене обеспечивают анкеры известных торговых марок Hilti, Fischer, Mungo, Ejot.
В некоторых системах, представленных на отечественном рынке НВФ, предусматриваются не заклепки, а саморезы. По вопросу о возможности их применения в вентфасадах мнения расходятся, поэтому я не буду утверждать, а только выскажу свою точку зрения. Так вот, надежность узлов на основе саморезов у нас вызывает сомнение. Дело в том, что при знакопеременных ветровых нагрузках возникают пульсации. Мы предполагаем, что существует риск выкручивания таких саморезов, в связи с чем между соединяемыми элементами конструкции могут появиться люфты. В случае применения заклепки такая вероятность просто исключена.
На наш взгляд, заклепочное соединение сегодня самое актуальное, оптимальное и надежное. Естественно, при соблюдении норм, прописанных в ТС на систему по заклепкам, их размеру и качеству материала.



Другие новости индустрии:


Теплоизоляция двойной плотности для вентилируемых фасадов
Замер светопрозрачных конструкций
Совершенная жемчужина «спального» района
Архитектура центра